Алексеева Юлия Николаевна
Приемы использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУПриемы использования ИКТ в образовательнойдеятельности ДОУ Алексеева ЮлияНиколаевна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципальногобюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №52 «Березка»,пос. Пироговский, городской округ Мытищи, Московская область
"Человек образованный - тот,кто знает, где найти то, чего не знает". Георг Зиммель
Современные информационные технологии с каждымгодом все прочнее входят в нашу жизнь. Дошкольное учреждение, как носителькультуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Уже сейчас очевидно,что педагог, который обладает знаниями о современных технологиях и использует в работе мультимедиапроектор, компьютер, Интернет,обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамкахтрадиционных методов и приемов. В соответствии с документом "ФГОС кусловиям реализации основной общеобразовательной программыдошкольного образования",утвержденные приказом Министерства образования инауки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогическойдеятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями иумениями применять их в воспитательно- образовательном процессе. Таким образом, компьютерная грамотностьпедагога, готовность его к применению новых, инновационных, подчас качественноновых приемов обучения – необходимость сегодняшнего дня. "Каждый участник образовательного процесса сам решает идти вногу со временем или вышагивать пятками назад" (Анатолий Гин, Специалистпо ТРИЗ, мастер ТРИЗ, педагог).
Владение информационными технологиями позволяетувеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности иметодическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и всети Интернет. СочетаниеИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными. Информационная технология –комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку,передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективностиобучения. Коммуникационные технологии определяютметоды, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратныйпроцесс также важен). В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное,индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектовкоммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируяих на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей,которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни винформационном обществе. Использование мультимедиа в образовании детейдошкольного возраста способно радикальным способом изменить и поменятьсуществующую систему обучения детей в ДОУ на занятиях, способствовать новымформам организации учебной деятельности в ДОУ. Сам компьютер развивающей роли в себе не несет.Однако умелое его использование в образовательном процессе через игру (а именнос игр и происходит внедрение компьютера в жизнь детей) позволяет решитьмножество образовательных задач, начиная с формы подачи материала в виде текста, видео, звуковых фрагментов, изаканчивая использованием в режиме занятия виртуальных экскурсий и анимации. Таким образом, использованиеинформационно-компьютерных технологий: · развивает у детей более глубокий подход к обучению,и, следовательно, влечет формирование более глубокого понимания изучаемогоматериала, усвоения знаний по желанию детей, а не по необходимости; · мультимедиа воспринимается радостно, а радостьв свою очередь стимулирует расположение к учебным занятиям; · развивает навыки совместной работы (на занятияхсоздается атмосфера сотрудничества всего коллектива); · стимулирует когнитивные аспекты обучения,таких, как восприятие, осознание информации; · разгружает умственную деятельность от рутинныхкомпонентов; · повышает мотивацию детей дошкольного возраста кучению. Также наряду с основными преимуществами, можновыделить один немаловажные аспект: использование ИК технологий способствуютповышению компьютерной грамотности дошкольников, как элемента информационной культурыличности, позволяющей дошкольнику в будущем адаптироваться в информационномпространстве и взаимодействовать с ним. В своей работе я использую множество приемов повнедрению ИКТ в образовательных процесс как на занятиях, так и в режимеиндивидуальной и групповой работы. Прежде всего, это демонстрация фотоматериалов. Ресурсы Интернетпрактически безграничны и, в отличие от печатных демонстрационных материалов,позволяют подобрать изображения, отвечающие запросам педагога в каждомконкретном случае (фото 1). В данном случае, имелась необходимость в рамкахпоставленной проблематики в поиске желтого трамвая. Фото 1. Тематическаянеделя «Транспорт». Использование видеороликов (фото 2) существенноповышает эффективность образовательного процесса в дошкольной организации.«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит пословица. И верно,небольшие ролики, отражающие изучаемый материал, значительным образом позволяютзакрепить полученные знания. Использование видеофрагментов: · расширяетпонятийный ряд тем; · делаетдоступным и понятным детям предмет обсуждения; · развивает воображениеу детей; · восприниматьинформацию звуковую и визуальную; · создает положительный эмоциональный настрой. Фото 2. Просмотр видеороликаМЧС РФ «Спасик и его друзья» Использование в режиме занятий интерактивнойдоски трудно переоценить (фото 3,4). Педагог, использующий возможности этогосредства, увеличивает восприятие материала за счет увеличения количестваиллюстративного материала, позволяет создавать простые и быстрые поправки вимеющемся методическом материале прямо на занятии, позволяет ученикамвоспринимать информацию быстрее, а также: · позволяетученикам принимать участие в групповых дискуссиях; · даетвозможность более полного раскрытия творческого потенциала; · стимулируетболее активной деятельности детей за счет возможности самостоятельногоуправления объектами на доске; · развиваетположительную мотивацию к изучению предмета за счет создания ярких образов ивпечатлений, что способствует более полному и глубокому восприятию учебногоматериала.
Фото 3, 4. Использование интерактивной доски на занятиях.
В своей работе я активно использую Интерактивный научный комплекс «Наураша в странеНаурандии» - уникальный образовательный проект, который направленна личностное развитие каждого ребёнка. Экспериментыс датчиками не вовлекают ребёнка в цифровоепространство, а способствуют изучению реального окружающего мира. Благодарякомплексуудетей формируется познавательная активность, любознательность, исследовательскийинтерес. (Фото 5, 6) Фото 5. Групповая работа с комплексом «Наураша» Фото 6. Индивидуальное использование датчиков комплекса «Наураша»
В индивидуальной работе сдетьми, в особенности с детьми с ОВЗ, я использую возможности различныепорталов и образовательных сайтов. Это позволяет усилить в детей мотивацию кобучению, развивает память, тренирует речь и внимание. Дети могут попробовать своисилы в предложенном задании, работая в индивидуальном темпе, принимать решения,опираясь на свои слуховые и зрительные анализаторы, что очень важно вкоррекционной работе.
Фото 7,8. Индивидуальнаяработа с речевым и неречевым материалом с использованием компьютера иобразовательного ресурса - портала«Мерсибо» Всвете применения ИК технологий требования здоровьесберегающего характераприобретают новое прочтение. Как известно, в современных условиях развитияобщества здоровье населения, и детей, в частности, значительно снижены. Дети,имеющие 1 группу здоровья, занимают всего 16% от общего числа дошкольников.Около 50% - дети 3 группы здоровья, тоесть дети с серьезными хроническими иливрожденными патологиями. Таким образом, решая задачи педагогические,воспитатель прежде всего должен соблюдать такие нормы, которые будут отвечатьтребованием здоровьесбережения. Мультимедиа-ресурсыдолжны быть разработаны и использованы таким образом, чтобы время работы детейс ресурсом не превышало санитарные нормы работы с соответствующей компьютернойтехникой. Несоответствие этим требованиям приведет или к не восприятию частимультимедиа-информации дошкольников (в случае с требованиями возрастныхособенностей), или к ухудшению здоровья (санитарно-гигиенические требования). Просмотрфото, видео изображений в младшей и средней группах - не более 20 минут, встаршей и подготовительной - не более 30 минут. Просмотр телепередач для детей дошкольноговозраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня).Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже.Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. Просмотртелепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповойверхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа),размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов наэкране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами. Непосредственнуюобразовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 летследует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю вдни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. Послеработы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывнаяпродолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 летне должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющиххроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенныхзаболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственнообразовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращенадля детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. Припроявлении первых признаков утомления использование компьютерной техникиследует приостановить. Признакикомпьютерной усталости: 1.Потеря контроля над собой: ребенок часто трогает лицо, сосет палец,гримасничает, кричит и т. п. 2.Потеря интереса к компьютеру: ребенок часто отвлекается, вступает в разговоры,обращает внимание на другие предметы, не желая продолжать работу. 3."Утомленная" поза: ребенок склоняется то в одну, то в другую сторону,откидывается на спинку стула, задирает ноги, упираясь в край стола. 4.Эмоционально-невротическая реакция – крик, подпрыгивания, истерический смех идр.
28 октября 2019 в 10:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.